Печать
Категория: Медиа
Просмотров: 514

Оскольчанка – о древнем ремесле

О таких, как она, говорят — родилась с иголкой в руке. Этот дар мастер Дома ремесел унаследовала от бабушки, мамы и тети, которые занимались рукоделием.

— Бабушка и мама увлекались шитьем. Тетя очень хорошо вышивала. Меня так это завораживало — могла часами наблюдать, как на ткани рождались узоры. Однако казалось, что это что-то невероятное и непостижимое. До тех пор, пока сама не взяла в руки нить и иголку. Сперва выходило нескладно. Со временем всему научилась, — с теплотой вспоминает Ирина Миличенкова.

Иголкой и ниткой

— Почему-то зачастую людям кажется, что рукоделие им не под силу. Игла будто бы сама по себе, она непослушна. Это вовсе не так. В дальнейшем она, напротив, становится продолжением руки. И вы ее уже не чувствуете. Игла — ваша помощница, — уверена женщина.
Ирина Михайловна окончила швейное училище. Она мастер по пошиву мужской верхней одежды. По профессии работала недолго. Со временем полюбила вышивание. Принимала частные заказы. Ее излюбленная техника — художественная гладь. Позже работала в Старооскольском театре заведующей реквизиторским цехом. Затем устроилась в Старооскольский Дом ремесел. У мастера появилось новое увлечение — пэчворк. Как ни странно, но таким модным английским словом сегодня именуют не что иное, как лоскутное шитье, возникшее давным-давно у славянских народов. Лоскутное шитьё — вид рукоделия, при котором сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани определённым рисунком.

На протяжении многих столетий наши предки разноцветными заплатками штопали прохудившуюся одежду. Из ненужных вещей шили подушки, лоскутные одеяла, занавески… Наверняка, некоторые старушки в деревнях до сих пор хранят коврики-кругляши или половички, созданные из многочисленных кусочков ткани. Теперь вот старинные традиции возрождаются, увлеченные мастера изучают различные технологии. Себя в этом может попробовать каждый. Возраст и уровень подготовки в этом ремесле значения не имеют. Нужны лишь разноцветные лоскутки, иголка, нитки и немного фантазии.
Огромное удовольствие
— У меня появилось желание самореализоваться в работе с тканью. Я получаю огромное удовольствие. Очень хочется, чтобы больше молодежи и взрослых приходили к нам и занимались. Это так здорово, безумно затягивает. Попробовав раз, уже не оторвешься. Так хочется, чтобы этот вид искусства не умирал. Взглянув на работу, состоящую из множества деталей, думаешь, что это так утомительно. На самом деле это не так,- поделилась Миличенкова.

 По словам Ирины Михайловны, впервые с лоскутным шитьем она столкнулась еще в детстве. Дома у бабушки были лоскутные одеяла.

 — Чувствовалось, сколько вложено труда. Изделия согревали не только тело, но и душу. Мелкие треугольнички сшивались вручную. Да, работы отличались неровностью вырезанных кусочков, швов, но сколько любви в них вложено! Они создавались для близких. Как правило, мы и живем ощущениями, которые получили в детстве. Стараемся нести их на протяжении жизни, — рассказала мастер.

Множество техник
Пэчворк — не просто хаотическое соединение кусочков ткани, а огромный спектр всевозможных техник: «роза», «пицца», стачивание треугольников, «колодец»… Последняя техника — одна из самых любимых Ирины Миличенковой. По-другому ее называют «избой».

Она символизирует бревенчатую избу с бревнами-полосками из ткани. Середина блока (цельная работа состоит из множества блоков) — очаг — обычно красный квадрат. Вокруг центрального квадрата пришиваются полоски тканей, с одной стороны — светлых оттенков, с противоположной – темных (символизируя этим тень).   Если середину блока выполнить из синей ткани, а вокруг пришивать последовательно цветные полоски тканей, то получится блок «колодец». Неравнодушна женщина и к такой неординарной технике, как «пицца». Изделие состоит из нескольких слоев. Сперва хаотично на основу накладываются кусочки ткани, сверху — сетка и все слои простегиваются.

С легким паром
По словам Ирины Михайловны, в пэчворке нежелательно использовать сильно тянущиеся ткани, например, трикотаж. Идеальный вариант — лен или хлопок.

— Мы вообще стараемся в работе максимально приблизиться к старине, — объясняет мастер.

Закупает материал Миличенкова часто не в нашем городе. Ирина Михайловна отметила, что сейчас редкость — мелкоузорная ткань. Потому иногда ткань такой фактуры она приобретает у старушек. Так сказать, из их старых заначек. Также в качестве материала используется ненужная одежда, обретающая вторую жизнь.

 

Еще одна важная деталь, о которой не стоит забывать — обработка ткани. Перед тем, как приступить к работе, по ней нужно пройтись утюгом. Паровая обработка — своего рода подстраховка, чтобы в дальнейшем ткань не дала усадку.
Пэчворк — работа кропотливая и недешевая. Положим, чтобы смастерить одно панно размером 160х160 см, уходит порядка 196 заготовленных блоков. Что же касается стоимости, то средняя цена за метр ткани — свыше 100 рублей. Ориентировочная стоимость панно — около 3 тысяч рублей. Изделие большего размера выйдет дороже — более 5-6 тысяч рублей.

Бесценный опыт
Хорошим подспорьем для мастеров являются выставки и фестивали, на которых можно получить огромный опыт.
— Каждый мастер уникален. У него есть свои изюминки в работе. На выставках и фестивалях мастера делятся опытом. Можно для себя почерпнуть какие-то нюансы, увидеть работы древних мастеров. Глядя на них, понимаешь, что тебе еще расти и расти. Старинные вещицы — чудо. Например, в Иваново мне запомнилось одно панно. Каждая полосочка — 5 мм. А их только в одном блоке — более ста. Представляете! Это титанический труд, — рассказала женщина.

 

Не надо бояться

 Накопленным опытом оскольчанка делится не только с коллегами, но и с домашними. К шитью активно приобщился и внук Ирины Михайловны Денис. Сейчас мальчику пять. Удивительно, но иглу малыш впервые взял в руки в трехлетнем возрасте.
— Я прочитала, что в старину детям доверяли иглу в 5 лет. А иногда — в 3 года. Я тоже решила попробовать. Слегка уколов внуку пальчик, объяснила, что игла — острая. Он может пораниться, потому следует быть аккуратнее. Мы начали пришивать пуговицу. Вы знаете, ребенок почувствовал такой восторг, когда увидел, что пуговица, ранее находившаяся отдельно, закрепилась на ткани. И все он сделал сам. Денису безумно понравилось. Да, зачастую нас просто останавливает страх, что малыш может уколоться, потерять иглу… На самом деле она прекрасно развивает моторику. С тех пор мы часто вместе рукодельничаем: делаем всевозможные аппликации…
Прямиком на фестиваль
Все работы Миличенковой под одну масть — все шикарны и оригинальны. Чего только нет: панно, сумки, грелка для чайника, кошельки, бусы… Все выполнено в различных техниках. На достигнутом Ирина Михайловна останавливаться не собирается. В планах — изучать новые техники и поучаствовать в фестивале, который пройдет в музее-усадьбе Льва Толстого «Ясная поляна». На нем Ирина Михайловна собирается предоставить панно размером 160х160 см. На данный момент женщина уже заготовила более сотни блоков.

Кристина ГОДОВНИКОВА, фото автора

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Шитье из лоскутков — вид творчества с трёхтысячелетней историей. Фрагменты стёганых изделий находили ещё в скифских захоронениях. На Руси лоскутное одеяло и вышитые постельные принадлежности были неотъемлемым атрибутом приданого невесты. А в средние века стёганые ткани с прокладкой из войлока и шерсти внутри использовались как бронежилеты. Такая броня и защищала, и согревала. В советские времена подобное рукоделие считали мещанством. Несмотря на это, во многих семьях и сегодня бережно сохраняются одеяла, передники, салфетки, изготовленные руками наших бабушек и хранящие тепло их рук.