В Москве высоко оценили работы оскольчанок

В 2015 году отмечался 100-летний юбилей Государственного Российского Дома народного творчества. Одним из проектов, приуроченных к знаменательной дате, стала выставка кукол в национальных костюмах. Открылась она 16 декабря в залах Государственного музея им. А.С. Пушкина (в этом здании в 1924-1931 годах размещался первый в стране Музей игрушки – прим. ред.). Свои работы представили более 300 мастеров-кукольников из 50 регионов страны – и любители, и профессиональные художники, и народные мастера, и творческие коллективы. Среди тысячи с лишним экспонатов есть и куклы, изготовленные старооскольскими мастерицами Натальей Никишиной и Еленой Ислентьевой. Наталья Николаевна (директор старооскольского Дома ремёсел – прим. ред.) поделилась с «НО» своими впечатлениями.

 

Наталья Николаевна Никишина на открытии выставки

На высоком уровне

Работы на выставку отбирала компетентная комиссия, в состав которой вошли известные искусствоведы, художники и коллекционеры, – рассказала наша собеседница. – Конкурс проходил в два этапа: сначала мы высылали фотографии, а потом – работы, снимки которых понравились специалистам. Я подготовила две композиции: «Девушки в костюмах Белгородской области» и «Свадебный поезд». Обе работы прошли первый этап, а вот на втором отобрали только «поезд».

 

Это сани, в которых невесту везут на венчание. Вот отец и мать, соседи, родня, и, конечно, сама невеста в свадебном сарафане и шубке, – Наталья Николаевна показывает фотографию (сама работа ещё на выставке, которая продлится до середины февраля, — прим. ред.). – Все одеты в традиционные для нашей местности наряды. Это костюмы Корочанского, Губкинского, Шебекинского и Старооскольского районов. В руках у матери невесты – икона, покрытая рушником – обязательная деталь любого народного обряда. Сначала я хотела сделать «свадьбу по-роговатовски», но тогда пришлось бы всех персонажей одевать в однотипные костюмы, а это не слишком зрелищно. Поэтому решила «собрать» родню со всей области.

 

«Девушки» сейчас красуются в Доме ремёсел. Куклы замечательные, и про костюм каждой из них мастерица может рассказать целую историю, пояснив, где здесь традиционная вышивка, где тюркское влияние…

 

«А вот интересный головной убор, — показывает она. – «Сорока» с нашитыми разноцветными тряпочками — лохмутиками, как их называют в Роговатом. Считалось, что они оберегают затылок».

 

Наталья Никишина не скрывает сожаления от того, что «Девушки», в создание которых она вложила немало сил (пришлось и ткать, и прясть, и вышивать), не прошли итоговый отбор. «Уровень работ конкурентов был очень высоким», — признаёт она. И рассказывает, насколько разнообразными были работы, представленные на выставке: отдельные куклы и композиции, традиционные и авторские. Да и изготовлены они из самых разных материалов: из текстиля, дерева, глины, фарфора, металла, пластика. Экзотично смотрятся куклы, сделанные из клюва птицы (такие испокон веку делались на Таймыре).

Успеть за 8 часов

Приятно было чувствовать себя VIP-участником, — улыбается Наталья Никишина. – Нас, мастеров, встречали по высшему разряду. Всем вручили дипломы и красочные каталоги, изданные к открытию экспозиции – в них вошли фотографии всех наших работ. На открытии выставки мы выходили на сцену в народных костюмах и обязательно с куклами в руках. Посетили вернисаж, участвовали в блиц-конкурсах и мастер-классах… Многие, и я в том числе, остались на «Русь мастеровую» — ежегодный Всероссийский фестиваль-конкурс.

 

Мастерицы из Белгородской области — на 54 странице

Как рассказала мастерица, участники конкурса должны за 8 часов на глазах у зрителей создать произведение на заданную тему. Материалы и инструменты – свои. Конкурс проводится в разных номинациях, среди которых – гончарство, глиняная игрушка, резьба по дереву, кружевоплетение, художественная обработка бересты и многое другое. Наталья Никишина решила попробовать силы в номинации «лоскутное шитьё».

 

В одних номинациях объявили тему «рождение», в других – «праздник». А нам достался «дом». Я решила сделать аппликацию, на которой изображён наш «Дом оскольской игрушки». Шила вручную, о том, что можно попросить машинку, узнала слишком поздно.

Ручную работу нашей землячки жюри конкурса оценило высоко, отметив её специальным дипломом (всего таких дипломов в её номинации было три — прим. ред.).

 

На «Ладье» нас нет

Фестиваль «Русь мастеровая» проходил в московском «Экспоцентре» одновременно с выставкой-ярмаркой художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка». «Ладья» — крупный выставочный проект, считается, что на нём представлено всё народное искусство России. В Интернете встречалось мнение: «Если вас нет на «Ладье» — значит, вас нет совсем». Увы, из Белгородской области в списке участников значатся только «Борисовская керамика» и мастера Новосёловы. Не представил наш регион и коллективного стенда (если верить опубликованному отчету «Ладьи»).

Как пояснила Наталья Никишина, аренда стола или стенда стоит около 150 тысяч. Палатки и витрины, соответственно, дороже. «Нам из области присылают информационные письма с предложением принять участие в этом мероприятии, — пояснила она. — Но, к сожалению, у нас нет для этого финансовой возможности».

Можно ли «отбить» затраты за пять дней работы ярмарки? Тем, кто представляет эксклюзивную ювелирку, мебель, изделия раскрученных брендов, – без сомнения. А неизвестным «промысловикам» из глубинки? «Калужские мастера говорили, что им место на «Ладье» оплачивает областной Департамент, — рассказала собеседница. – Они участвуют в этом проекте уже несколько лет, их продукция благодаря выставкам становится узнаваемой и популярной».

Хочется пожелать нашим мастерицам, чтобы в новом году у них обязательно появилась возможность представлять свои изделия и на «Ладье», и на других крупных выставках. Творческого вам вдохновения!

Елена СВИРИДОВА,
фото автора и из личного архива Натальи Никишиной

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1915 году в Москве открылся Поленовский Дом – первое в мире учреждение, которое поддерживало деревенские и фабричные любительские театры. Произошло это по инициативе живописца Василия Поленова при поддержке мецената Саввы Мамонтова. Деятельность этой организации не прерывалась даже в дни революции и войн. Со сменой эпох менялись названия, расширялась сфера деятельности, но суть Дома оставалась неизменной – поддержка, сохранение и развитие самобытного творчества народов страны. Сегодня преемником Поленовского Дома является Государственный Российский Дом народного творчества.