Как Наталья Никишина создаёт энциклопедию народных костюмов Белгородчины

 

Денёк выдался на редкость ветреным и морозным. Помёрзнув почти час на остановке в ожидании маршрутки, приехал на окраину Старого Оскола – в слободу Казацкую. С остановки нужно прошагать ещё больше километра. Вокруг – заснеженные поля, домишки, церковь и цепочки следов, ведущие к Дому ремёсел. Сюда он переселился в начале прошлого года. Дом на улице Мира, которому больше ста лет, к тому же памятник архитектуры регионального значения, достался ремесленникам в разрушенном состоянии.

Культура на отшибе

«За девять месяцев его отремонтировали практически собственными силами. Использовали губернаторский грант в 500 тысяч рублей, попросили о помощи земляков, – рассказывает народный мастер Белгородской области, директор Дома ремёсел Наталья Никишина. – И помощь пришла как от простых людей, которые убирали мусор и штукатурили вместе с нами, так и от некоторых предпринимателей. Видите, какие у нас теперь крыльцо и дорожка, выложенная плиткой. 30 октября отпраздновали новоселье. Нужно ещё сделать отмостку, починить крышу».

Как говорит директор, сил у них должно хватить на всё, но не всегда они есть у тех, кто хотел бы сюда добраться.

«Автобусы ходят редко. Как сюда привезти детей на мастер-класс или экскурсию? Не посадишь же половину класса в одну маршрутку, а через полчаса остальных – в другую, – сокрушается Наталья Николаевна. – На занятия приходят и пенсионеры, им тяжело и далеко идти до остановки. Может быть, власти найдут возможность продлить автобусный маршрут. Мы очень старались, так хотелось придать нашему дому колорит неподдельной старины. Чтобы все видели, как жили наши предки, смогли окунуться в эту удивительную атмосферу».  

И правда, две большие комнаты стилизованы под старинные русские избы. На стенах –лоскутные одеяла, вышитые рушники, тканые дорожки. В огромном старом шкафу, ему точно не меньше ста лет, – глиняные игрушки и посуда. Мерно стучит ткацкий станок. Ребята и взрослые за большим столом учатся делать тряпичных кукол.

В этом году, рассказывает директор, планируют создать экскурсионный маршрут «Дорогами гончаров». На территории возле дома разместятся тематические беседки, выставочные площадки, горн для обжига глиняных изделий, цветники.

«На этой земле много веков жили гончары, она буквально пропитана историей. В каждом четвёртом доме сохранилась старая гончарная труба. До сих пор находим глиняные игрушки, посуду, которым уже больше трёхсот лет. Можно будет проводить настоящие экскурсии, – говорит Наталья Никишина. – Только средств на создание этого комплекса нам не выделяют. Будем пробовать сами, может, найдутся меценаты».

Картуз с дымкой

На огромном сундуке, на подставке, сделанной из колеса от прялки, в хороводе кружили нарядные куклы в народных костюмах.

«В 2015 году отмечалось столетие Государственного Российского Дома народного творчества. В честь юбилея в декабре в Государственном музее имени Александра Пушкина должна была открыться выставка кукол в национальных костюмах. И я решила попытать счастья, – рассказывает Наталья Никишина, показывая на карусель из пяти кукол. – Вот это моя неудача! А удача – композиция «Свадебный поезд», которая сейчас в Москве и вернётся только в середине февраля после закрытия выставки. Я и сама там была целую неделю, столько ценных идей привезла».

По словам Никишиной, свои творения на выставку представили более 300 мастеров из 50 регионов России. Они прошли строгий двухступенчатый отбор. Сначала выслали фотографии, а потом – экспонаты, снимки которых понравились.

«На конкурс я подготовила девушек из Старооскольского, Красногвардейского, Красненского и Шебекинского районов в народных костюмах и композицию «Свадебный поезд» – это сани, в которых родные везут невесту на венчание, – рассказывает Наталья Николаевна. – Отец в сюртуке и картузе, мать с иконой, остальная родня. Сначала хотела одеть всех семерых только в роговатовские наряды, потом решила: пусть пригласят родственников со всей Белгородчины. Вот и появились гости из Корочанского, Губкинского и Шебекинского районов. Центральный персонаж, конечно, невеста в свадебном сарафане, белой шубке и дымке».

Дымка – это свадебный головной убор, объясняет Никишина. Обычный кусок прозрачной материи – прообраз современной фаты. По тем временам дорогое удовольствие. Только зажиточные имели собственные дымки и сдавали их в аренду на свадьбу за продукты или домашнюю живность.

«Идея создать коллекцию кукол в народных костюмах появилась давно. Мне хочется воссоздать по возможности все известные наряды нашей области, – рассказывает она. –  Это не так и легко. Ведь многие одежды и элементы попросту не сохранились. Придётся поработать и в музеях, и с литературой. Вот, к примеру, головной убор из села Роговатое Старооскольского района хранится только в Русском музее в Санкт-Петербурге. С виду – традиционная сорока, но заднюю часть головного убора украшают множество цветных тряпочек».

Куклы с характером

Изготовление кукол – процесс долгий, но увлекательный. На каждую персону уходит недели две в зависимости от сложности конструкции и костюма. Основа куклы – голова, которая делается из золы. В мешочек засыпается зола, смачивается водой и высушивается. Потом шьётся ещё один мешок, надевается на голову, и дальше туловище набивается подручным материалом.

«Я люблю толстых кукол, дородных. Поэтому формирую их со всеми нужными выпуклостями», – говорит мастер.

Свадебные куклы имеют лица. Отец такой развесёлый, невеста – печальная, с кругами под глазами от бессонной ночи. А девушки на карусели – безлики. Ведь у традиционной обереговой куклы не было ни глаз, ни рта. Считалось, что через них в куклу могла вселиться душа, а какой она будет – доброй или злой – неизвестно.

«Меня в Москве знают как мастера кукол с характером, то есть с лицом, поэтому, я думаю, мои безглазые девушки и не понравились комиссии. Но главное, они нравятся мне, и начало энциклопедии народных костюмов Белгородской области уже положено», – говорит Никишина.

Все её куклы одеты в наряды ручной работы. Наталья Николаевна вышивала фартуки, ткала холст для понёв, вязала чулки, плела лапти и шила сапоги. Каждый костюм буквально разложила по стежкам, объяснив, где традиционная вышивка и где есть элементы тюркского гарусного шитья.

Не вышиваем крестиком

Наталья Никишина родилась в Казахстане, в городе Кызылорда, в семье геологов. Училась в маленькой поселковой школе. Любила рисовать. Потом семья переехала в Подмосковье, там она окончила техникум, стала модельером-конструктором изделий из кожи. В начале 1990-х приехала в Старый Оскол, обошла все ателье, но работы по специальности не было.

«Решила учиться дальше, поступила в Курский педагогический университет на художественно-графический факультет. На первом курсе вышла замуж за своего одноклассника и родила тройню – двух дочерей Карину и Регину и сына Олега. Сейчас детям по 19 лет, все учатся в Москве, – говорит Никишина. – Художниками не стали, у них другой склад ума – технический».

Бывший начальник управления культуры Иван Головко, когда ему предложили на вакантную должность директора Дома ремёсел Наталью Никишину, подумал, посомневался и… взял на работу.

«Для чего сейчас работает весь наш коллектив, а это семь известных мастеров в различных видах народного творчества? – спрашивает директор и сама же отвечает: – Уверяю, только для того, чтобы сохранить традиционную культуру. Поэтому мы ушли от самодеятельного творчества. Мы не пишем картины горохом и соломкой, не вышиваем крестиком. Мы развиваем то ремесло, которое было в наших краях. Как сказал один известный искусствовед, глупо заниматься хохломой не в Хохломе».

Владимир Бабич

 

Фото Владимира Бабича